Положение о проведении лабораторных работ

–

− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
− приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
- Рекомендациями по планированию, организации и проведению
лабораторных работ
и
практических
занятий
в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной
школе № 9 имени П.Ф. муниципального образования Абинский район (далее –
Школа) и применяется в целях упорядочения требований, предъявляемых к
оформлению и проведению лабораторных работ и практических работ.
К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены
лабораторные работы и практические занятия, направленные на
экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование
учебных практических умений и навыков.
1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов
учебных занятий обучающиеся выполняют одну лабораторную работу или одну
практическую работу под руководством преподавателя в соответствии с
изучаемым содержанием учебного материала.
1.3.
Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических
занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление,
закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета;
- формирование умений применять полученные знания на практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие
интеллектуальных,
аналитических,
проектировочных,
конструктивных умений и др.;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально

значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность,
творческая инициатива.
1.4.
При проведении лабораторных работ и практических занятий
класс может делиться на подгруппы.
1.5.
Практические и лабораторные работы оформляются учащимися в
письменном виде и проверяются учителем.
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и
практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и
практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение
и
проверка
существенных
теоретических положений при изучении данной дисциплины.
2.3. Ведущей дидактической целью практических занятий является
формирование учебных и практических умений, необходимых в последующей
учебной деятельности по изучаемому предмету.
Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на
реализацию образовательных стандартов.
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул,
методик
расчета,
установление
и подтверждение закономерностей,
ознакомление с методиками проведения
экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и
количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и
др.
2.5.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует
исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри
предметных и межпредметных связей, из того, какое место занимает
конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости
для
формирования
целостного представления о содержании учебной
дисциплины.
2.6. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду
с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения
и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным
оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать,

анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения,
самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
2.7. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач, в том
числе
экспериментальных, выполнение вычислений, расчетов, чертежей,
работа с измерительными приборами, оборудованием.
2.8.
На
практических
занятиях
обучающиеся овладевают
первоначальными практическими умениями и навыками, которые в
дальнейшем закрепляются и совершенствуются.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических
занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются
теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать
теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.9. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется
в примерных и рабочих учебных программах по предмету в разделе
"Содержание учебной дисциплины".
2.10. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия
должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли
быть выполнены качественно большинством
обучающихся.
Количество
часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия,
фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных
программах.
2.11. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих
программах по предмету, а также количество часов на их проведение
могут отличаться от рекомендованных примерной программой.
3.

Организация и проведение лабораторных и практических
занятий

Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться
на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными
элементами
лабораторной
работы,
помимо самостоятельной
деятельности
обучающихся,
являются
инструктаж,
проводимый
преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения
лабораторной работы.
3.2.
Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах
или на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми
структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной
деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый учителем,
а также анализ и оценка выполненных работ. Перед лабораторной работой или
3.1.

практическим
занятием
учителю-предметнику
необходимо получить
информацию об отсутствии противопоказаний у обучающихся к веществам,
реактивам, которые используются при выполнении работы. Данную
информацию предоставляют классные руководители (по результатам
письменных опросов родителей на родительских собраниях)
3.3.
Выполнению лабораторных работ и практических занятий
предшествует проверка знаний обучающихся их теоретической готовности к
выполнению задания.
3.4.
По каждой лабораторной работе и практическому занятию
учителем предметником должны быть разработаны методические указания по
их проведению.
3.5.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их
выполнении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых
указаны цель работы, оборудование, материалы и их характеристики, порядок
выполнения работы, таблицы, выводы.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при
их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не
дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся
самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы
в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что
обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания. При планировании лабораторных
работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение
репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить
высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6.
Формы организации обучающихся на лабораторных работах и
практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся
выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа
выполняется группами по 2-4 человека.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
3.7.
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и
практических занятий рекомендуется:

• разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся

методическими указаниями, применительно к конкретным разделам и темам;
• подчинение методики проведения лабораторных работ и практических
занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для
обучающихся;
• использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ,
построенных на проблемной основе;
• применение коллективных и групповых форм работы, максимальное
использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности
каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
• проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном
уровне трудности с включением в них заданий, связанных с самостоятельным
отбором необходимого оборудования;
• подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих
в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого
на лабораторные работы и практические занятия.
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий
4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий
по предмету определяется учителем- предметником.
4.2.
Оформление лабораторных работ и практических занятий по
предмету ведется в отдельных тетрадях для лабораторных и практических
работ, которые хранятся в кабинете.
4.3. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических
занятий выставляются по пятибалльной системе.
5. Требования к оформлению лабораторных и практических работ
5.1. Описания практических работ должны содержать:
• число;
• номер практической или лабораторной работы;
• наименование работы;
• цель работы;
• перечень используемых веществ;
• отчет о выполнении лабораторной или практической работы должен быть
представлен в форме таблицы:

№
п/п

Что делали

Что наблюдали

Выводы и уравнения реакций.

• в содержание отчета должны быть включены

необходимые решения,
проделанной работе,

ответы на контрольные вопросы, вывод о
соответствуюшие рисунки.
5.2.
Перед выполнением практической и лабораторной работы учительпредметник проверяет готовность обучающихся к ее выполнению.
5.3.
Учитель-предметник контролирует выполнение обучающимися
практической работы и лабораторной работы в соответствии с инструкцией по
проведению.
5.4.
Текст разрешено вписывать четким разборчивым почерком, пастой
синего цвета.
5.5.
Учитель-предметник
проверяет
отчет
обучающегося
о
выполненной практической работе и делает отметку в классном журнале в
соответствии с правилами ведения журнала.
5.6.
В соответствии с графиком ВШК заместитель директора по УВР
осуществляет контроль за проведением практических и лабораторных работ.
5.7.
Тетради для практических и лабораторных работ обучающихся
хранятся в кабинете до конца учебного года.


Наверх

политика конфиденциальности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».