– − приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; − приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; − приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; − приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); − приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223); − приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228); - Рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 9 имени П.Ф. муниципального образования Абинский район (далее – Школа) и применяется в целях упорядочения требований, предъявляемых к оформлению и проведению лабораторных работ и практических работ. К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений и навыков. 1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одну лабораторную работу или одну практическую работу под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. 1.3. Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено на: - обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета; - формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; - развитие интеллектуальных, аналитических, проектировочных, конструктивных умений и др.; - выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. 1.4. При проведении лабораторных работ и практических занятий класс может делиться на подгруппы. 1.5. Практические и лабораторные работы оформляются учащимися в письменном виде и проверяются учителем. 2. Планирование лабораторных работ и практических занятий 2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. 2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений при изучении данной дисциплины. 2.3. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование учебных и практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности по изучаемому предмету. Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на реализацию образовательных стандартов. 2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др. 2.5. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных и межпредметных связей, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины. 2.6. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты). 2.7. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе экспериментальных, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием. 2.8. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными практическими умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. 2.9. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах по предмету в разделе "Содержание учебной дисциплины". 2.10. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных программах. 2.11. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах по предмету, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой. 3. Организация и проведение лабораторных и практических занятий Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы. 3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый учителем, а также анализ и оценка выполненных работ. Перед лабораторной работой или 3.1. практическим занятием учителю-предметнику необходимо получить информацию об отсутствии противопоказаний у обучающихся к веществам, реактивам, которые используются при выполнении работы. Данную информацию предоставляют классные руководители (по результатам письменных опросов родителей на родительских собраниях) 3.3. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся их теоретической готовности к выполнению задания. 3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию учителем предметником должны быть разработаны методические указания по их проведению. 3.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их выполнении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны цель работы, оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. 3.6. Формы организации обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2-4 человека. При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание. 3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется: • разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным разделам и темам; • подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся; • использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе; • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ; • проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с самостоятельным отбором необходимого оборудования; • подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия. 4. Оформление лабораторных работ и практических занятий 4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по предмету определяется учителем- предметником. 4.2. Оформление лабораторных работ и практических занятий по предмету ведется в отдельных тетрадях для лабораторных и практических работ, которые хранятся в кабинете. 4.3. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий выставляются по пятибалльной системе. 5. Требования к оформлению лабораторных и практических работ 5.1. Описания практических работ должны содержать: • число; • номер практической или лабораторной работы; • наименование работы; • цель работы; • перечень используемых веществ; • отчет о выполнении лабораторной или практической работы должен быть представлен в форме таблицы: № п/п Что делали Что наблюдали Выводы и уравнения реакций. • в содержание отчета должны быть включены необходимые решения, проделанной работе, ответы на контрольные вопросы, вывод о соответствуюшие рисунки. 5.2. Перед выполнением практической и лабораторной работы учительпредметник проверяет готовность обучающихся к ее выполнению. 5.3. Учитель-предметник контролирует выполнение обучающимися практической работы и лабораторной работы в соответствии с инструкцией по проведению. 5.4. Текст разрешено вписывать четким разборчивым почерком, пастой синего цвета. 5.5. Учитель-предметник проверяет отчет обучающегося о выполненной практической работе и делает отметку в классном журнале в соответствии с правилами ведения журнала. 5.6. В соответствии с графиком ВШК заместитель директора по УВР осуществляет контроль за проведением практических и лабораторных работ. 5.7. Тетради для практических и лабораторных работ обучающихся хранятся в кабинете до конца учебного года.