единые требования к организации и технологии осуществляющей образовательную деятельность. оценивания в организации, 1 1.4.Основным объектом системы оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы являются требования Федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ. 1.5.Система оценки образовательных результатов является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов и ФООП призвана способствовать обеспечению преемственности на всех уровнях образования. 1.6.Настоящее Положение является локальным актом школы, принимается на педагогическом совете образовательной организации и обязательно для исполнения всеми участниками образовательной деятельности. 1.7.Основные функции системы оценки: • ориентация образовательной деятельности на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы средней школы; • обеспечение эффективной обратной связи между субъектами образовательных отношений, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью. 1.8. Принципы системы оценивания: • Критериальное оценивание: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия; • Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО; • Объективность; • Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной. • Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов; 1.9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает различные формы оценки, которые можно условно разделить на две большие группы - внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов . 1.10.Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением) и включает: - текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.; - промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода; - стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования; - комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов. 1.11.Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов. 1.12. К процедурам внешней оценки относятся: - государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего 2 образования); - всероссийские проверочные работы как форма промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ; - мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней. 1.13.Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования ФГОС общего образования, а также учет назначения каждой из процедур способствует преодолению разрыва между ними, объединяет их, представив как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся. 1.14.Система оценки образовательных результатов обучающихся вводится с целью обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основных образовательных программ. 1.15.Система оценки образовательных результатов обеспечивает комплексный подход к оценке освоения основных образовательных программ, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, функциональной грамотности: 1.15.Система оценки образовательных результатов обеспечивает комплексный подход к оценке освоения основных образовательных программ, позволяет вести оценку предметных, Объект оценки Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Функциональная грамотность Предмет оценки Сформированность личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация). Эффективность деятельности системы образования, общеобразовательной организации. Сформированность знаний и понимания их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях Способность использовать ( переносить) освоенные в учебном процессе знания,умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приблеженных к реалиям современной жизни Процедуры Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации. Сформированность - уровень сформированности - внутренняя регулятивных, конкретных видов действий; накопительная оценка коммуникативных и - уровень присвоения («Портфолио»); познавательных универсального учебного - итоговая оценка УУД действия. (защита индивидуального проекта). Сформированность Способность к решению - внутренняя учебных действий с учебно-познавательных и накопительная оценка; предметным учебно-практических задач с - итоговая внешняя содержанием. использованием способов, или внутренняя действий, средств, оценка. содержания предметов. - обучающиеся работают с информацией, представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной области задачи. метапредметных и личностных результатов обучающихся, функциональной грамотности: Оценка планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования 1.1. Оценивание - это процесс соответствия достигнутых результатов планируемым. 1.2. Оценка - это определение степени освоения обучающимися ключевых компетенций в 3 соответствии с системой требований Федеральных государственных образовательных стандартов 1. (ФГОС). 1.3. Отметка - результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки образовательных достижений обучающихся в цифрах, буквах или иным образом. 1.4. Образовательный результат ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных): • отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики); • решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в пятибалльной системе). 1.5. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. 1.6. Оценка может ставиться за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением). 1.7. Система оценки результатов освоения школьниками основной образовательной программы общего образования предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. 1.8. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, используется пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков. 1.9. Альтернативными формами оценивания могут быть: • безотметочная, • зачетная, • рейтинговая, • накопительная (портфолио) формы. Альтернативная система оценивания может быть заявлена к использованию в данном учебном году при утверждении рабочих программ в начале учебного года после обязательного обсуждения на методическом (педагогическом совете школы), утверждения приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1.10. Система оценки образовательных результатов предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достигнутых результатов. Уровни успешности Высокий уровень Критерии и показатели Полнота освоения планируемых результатов; уровень овладения учебными действиями; сформированность интересов к предметной области. Повышенный Полнота освоения планируемых результатов; уровень уровень овладения учебными действиями; сформированность интересов к предметной области. Оценка результата Отметка в баллах отлично отметка «5» хорошо отметка «4» 4 Базовый уровень Пониженный уровень Низкий уровень Ученик демонстрирует освоение удовлетворительно учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. неудовлетворительно Отсутствие систематической базовой подготовки; обучающийся освоил меньше половины планируемых результатов; имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. отметка «3» неудовлетворительно отметка «2 » Наличие отдельных фрагментарных знаний по предмету, обучающемуся требуется специальная помощь в освоении учебного предмета и в формировании мотивации к обучению. отметка «2» 1.11. Безотметочное обучение осуществляется при изучении предметов «Основы религиозных культур и светской этики»,элективных учебных предметов и курсов, факультативных курсов, на изучение которых отводится 34 и менее учебных часов в год, применяется зачетная («зачет», «незачет») система оценивания как оценка усвоения учебного материала. 1.12. Промежуточные отметки выставляются во 2-9-х классах четыре раза в течение учебного года: один раз четверть; в 10-11-х классах - два раза в течение учебного года: один раз в полугодие. 1.13. Текущие, промежуточные, годовые и итоговые отметки выставляются в баллах от 2 до 5 баллов. 2. Технологии, методики, методы, приемы оценивания 2.1. Личностные результаты Компоненты ОД Процедуры Цель Объект Текущая Вид оценки Промежуточная Годовая/Итоговая Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в - Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. соответствии с формированием требованиями личностных к планируемым личностным результатам - Наблюдение за качеств обучающихся. освоения междисциплинарной программы качеств формирования УУД. - Диагностика сформированности личностных ученика может Направленность решение (и/или задачи педагогом-психологом). оптимизации личностногоПри развития осуществляться на учителем этом обучающихся. учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Уровень сформированности Процесс формирования - Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно- Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из этической ориентации. начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные УУД). Технологии, методики, методы, приемы «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.) и другие. - оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их 5 действия; - рефлексивные сочинения. Инструментар 1. Диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков, 3.2. Метапредметные результаты Компоненты системы оценки Цель Объект Процедуры (внутренняя накопленная оценка (таблицы оценки достижения планируемых результатов), итоговая оценка) Текущая Вид оценки Промежуточная Годовая/Итоговая Базовые логические действия: • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, классифицировать предложенные объекты; • определять существенный признак; • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах на основе алгоритмов; • выявлять недостаток информации для решения учебной задачи; • устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Базовые исследовательские действия: • определять разрыв между реальным и желаемым состоянием объекта; строить прогнозы; • формулировать цель, планировать ход событий; • сравнивать несколько вариантов; • проводить по предложенному плану опыт; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. Работа с информацией: • выбрать источник получения информации; • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; • распознавать достоверную и недостоверную информацию; • соблюдать информационную безопасность; • анализировать и создавать текстовую, аудио, видео, графическую информацию; • самостоятельно создавать схемы, таблицы и т.д. анализ процесса формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Процесс формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД оценка уровня сформированности УУД, анализ полученных результатов. Сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Письменный опрос Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (диагностические работы, (самостоятельная работа). проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) Сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) 6 Технологии, методики, методы, приемы - «Технологи оценивании образовательных достижений» (Д. Д. Данилов и др.). - «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). - «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова). « Оценка уровня сформированное учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е. В. Заика). - «Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая). - Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн. - Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова (познавательные УУД). - Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой (Регулятивные УУД). - Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков (методика М. Ступницкой) и другие. - оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД; - рефлексивные сочинения. Инструмен тарий КИМы Критерии Шкала и вид отметки Формы фиксации 1. Комплексные задания на межпредметной основе. 2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач. 3. Защита итогового индивидуального проекта. Задания (вопросы) для выявления уровня сформированности регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД (достижения планируемых метапредметных результатов); планируемые метапредметные результаты определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей - умений, характеризующих уровень сформированности регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД; в соответствии с методикой диагностики). - листы наблюдения за формированием регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД; - портфолио «Мои достижения»; - дневник обучающегося; - диагностическая тетрадь учителя; - электронное приложение к журналу учителя; - портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника» 3.3. Предметные результаты Компоненты системы оценки Текущая Вид оценки Промежуточная Годовая/Итоговая 7 Цель анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава). оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием; выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам. освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. освоения программного материала за четверть, полугодие, год. Объекты Процесс освоения Действия с предметным Умения решать учебноспособов действий с содержанием по познавательныучебноизучаемым изучаемой теме. практические задачи с предметным использованием средств, содержанием релевантных предметному (их операциональног содержанию. о состава). Процедуры Устный опрос, Письменный опрос Письменный опрос письменный опрос (контрольная работа на (итоговые проверочные (самостоятельная оценку усвоения работы по предметам, работа, защита программного материала комплексные работы на проектов, по теме, блоку, межпредметной основе, интегрированный содержательной линии). ВПР). проект). Технологии, - «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). методики, методы, - «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» приемы (А. Б. Воронцов). - Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой - «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова) и другие. - оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием; - тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой; - тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3 -6 классах» Л.А. Ясюковой; - рефлексивные сочинения. Инструментарий Продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта. КИМы задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов); 8 Критерии планируемые предметные результаты Шкала и вид отметки определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей - умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки); принятые в классе оценочные шкалы: «5 -балльная шкала», «волшебные линеечки», «столбики», «отметки-баллы», «отметки-заметки» и т.п. Формы фиксации «листы достижений», - Оценочные листы. «оценочные листы», - Листы индивидуальных достижений. «карты оценки», - Таблицы требований к результатам. «таблицы требований» - Рабочие тетради. и т.п. - Тетради проверочных, контрольных и диагностических работ. - Дневники обучающихся. - Портфолио «Мои достижения». - Диагностическая тетрадь учителя. - Журнал учителя. - Электронное приложение к журналу учителя. - Портфолио «Оценочная деятельность педагога». 3.3.1. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов в урочной деятельности по предметам учебного плана школы. 3.3.2.При оценке достижения обучающимся планируемых результатов во внеурочной деятельности используется безотметочная система оценки. 3.3.3.Реальные достижения школьников могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения базового уровня. 3.4. Функциональная грамотность 3.4.1.Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности. 3.4.2.Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системно-деятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. 3.4.3.В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, и др. Способ решения проблемы явно не задан, допускаются альтернативные подходы к выполнению задания. Значительная часть заданий требует осознанного выбора модели поведения. 3.4.4.По результатам выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности функциональной грамотности. На основе выполнения предметной диагностической или контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых результатов ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки. В построении данной шкалы свой вклад вносят задания на оценку сформированности знаний и 9 понимания их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение заданий на применение освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет определить высший уровень достижений по данному предмету. 3.4.5.Администрация школы самостоятельно принимает решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения. 4. Контроль планируемых результатов обучающихся 4.1.Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку; 4.2.Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия; 4.3.На персонифицированную итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты. 4.4.Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, в том числе на основе метапредметных действий. 4.5.Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом различного рода неперсонифицированных мониторинговых исследований. 4.6.Основными видами контроля являются: - стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, v умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью; - промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом; - контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки - портфолио); - итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года. 4.8. Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии с рабочей программой. 5. Формы и периодичность оценки достижения планируемых результатов НОО, ООО, СОО 5.1.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования должна: • отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; • ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей и формирование универсальных учебных действий у обучающихся; • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы 10 начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов; • предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; • обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений. 5.2.При освоении программы основного общего образования система оценки достижения планируемых результатов должна: • отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов; • предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; • предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; • обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений. 5.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО включает описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также оценки проектной деятельности обучающихся. 5.4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна: • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; • ориентировать образовательную деятельность на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы; • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы; • предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное). 5.5.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает описание: • организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; • организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию; • организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся. 5.6. Формы оценки достижений планируемых результатов определяются учителемпредметником, принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора. 5.7.Для оценки достижения планируемых результатов используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: • стартовые диагностические работы на начало учебного года; • интегрированные (комплексные) контрольные работы; • тематические проверочные (контрольные) работы; - проекты; 11 • практические работы; • творческие работы; • диагностические задания; • самоанализ и самооценка. 5.8.Диагностические, тестовые, проверочные, контрольные работы могут быть как в печатном, так и в электронном виде. 5.9. Учитель-предметник может разработать контрольно-измерительные (тестовые, проверочные, контрольные) задания самостоятельно или использовать разработанные ранее диагностические, проверочные материалы. Разработанные учителем-предметником контрольно-измерительные материалы рассматриваются на заседании методического совета школы и утверждаются директором организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6. Критерии оценки предметных результатов 6.1.Критериями оценки образовательных результатов являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, урок. 6.2.Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия. 6.3.На персонифицированную итоговую оценку на определенном уровне образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующий уровень образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты. 6.4.Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. 7. Критерии оценки личностных и метапредметных результатов 7.1.Личностные результаты выпускников в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов не подлежат итоговой оценке. 7.2.Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. 7.3.Метапредметные результаты включают в себя способность использовать универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия в учебной, познавательной и социальной практике; умение самостоятельно планировать, осуществлять образовательную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. 7.4.Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: комплексной работы, интегрированного зачета, защите индивидуального проекта, ВПР и др. 7.5.Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 8. Ведение документации 8.1.Документация учителя-предметника: 8.1.1. Рабочая программа учителя разрабатывается по каждому предмету на учебный год (уровень обучения), служит основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок по курсу. 8.1.2. Классный электронный журнал - являются главными документами учителя, заполняются в обязательном порядке в соответствии с рабочей программой учителя-предметника. Текущие, промежуточные и итоговые отметки выставляются учителем в электронный журналы. 8.1.3. Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается. 8.2.Документация классного руководителя По окончании учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель: • выставляет в Ведомость итоговых оценок в дневнике учащегося итоговые отметки по 12 предметам учебного плана; оформляет личное дело ученика; в течение учебного года сопровождает и контролирует деятельность обучающихся по ведению «Портфолио» - папки индивидуальных достижений. 8.3.Документация обучающихся 8.3.1. Для отслеживания динамики учения и обучения обучающихся школы могут иметь специальные папки - «Портфолио ученика», в которых отражаются тексты и результаты тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам, творческие работы, проекты и др. 8.3.2. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь ученика. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради по предъявлению обучающегося. 8.3.3. Для мониторинга уровня учения и обучения обучающихся используется «Тетрадь для контрольных и тестовых работ». Данная тетрадь заводится по решению учителя и методического объединения. 8.3.4. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов года 8.4.Документация администрации 8.4.1. В своей деятельности администрация организации, осуществляющей образовательную деятельность, может использовать по мере необходимости документацию учителейпредметников, обучающихся для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе. 8.4.2. Материалы, получаемые от участников образовательной деятельности, заместитель директора по учебно-воспитательной работе классифицирует с целью определения динамики в образовании обучающихся на уровнях получения образования. (Положение о внутреннем мониторинге качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность). 8.4.3. По итогам учебного года на основе полученных материалов заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» зоны, достижения и трудности как обучающихся, так и педагогов и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. • • 9. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности 9.1.Общение между учителями, обучающимися, родителями и администрацией школы строится на условиях равноправного сотрудничества: каждый из участников образовательной деятельности имеет право на самооценку собственной деятельности, на свое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 9.2.Обучающиеся имеют право: • на собственную оценку своих достижений и трудностей; • на самостоятельный выбор сложности проверочных заданий; • на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыков; • представить результаты своей деятельности в форме «Портфолио» личных достижений и публично их защитить; • на ошибку и время на ее ликвидацию. 9.3.Обучающиеся обязаны: • проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе; • осваивать способы осуществления контроля и оценки/самооценки образовательных результатов; • иметь рабочие тетради, тетради для контрольных, диагностических работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность. 9.4.Учитель имеет право: • иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся; • самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений обучающихся. 9.5.Учитель обязан: 13 соблюдать основные принципы системы оценки образовательных результатов обучающихся; • соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся; • работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки; • оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но и уровень развития, степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; • фиксировать динамику развития и обученности обучающегося относительно его собственных возможностей и достижений; • вести учет продвижения обучающихся в классном журнале; • доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи обучающихся. 9.6.Родитель (законный представитель) имеет право: • знать о принципах и способах оценивания достижений обучающихся в школе; • получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка; • получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении ребенка. 9.7.Родитель (законный представитель) обязан: • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; • посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. • 10. Ответственность сторон 10.1. При нарушении основных принципов оценки образовательных результатов обучающихся при освоении образовательной программы общего образования одной из сторон образовательной деятельности другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в порядке, установленном Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность. 10.2. Нарушение правил оценочной деятельности является предметом административного разбирательства и общественного порицания. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 14