Функциональная грамотность учимся для жизни 10-11 кл 2024 г

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3

2. Содержание курса внеурочной деятельности

4

3. Тематическое планирование

6

2

Рабочая программа внеурочной деятельности по Функциональной грамотности:
учимся для жизни составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273 ФЗ;
Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12
мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального
государственного образовательного стандарта
общего
образования»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12
декабря 2015 г. № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановления главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении
СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях»;
Устава МБОУ Березовской СОШ № 10;
Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы
внеурочной деятельности:
Основной образовательной программы среднего общего образования (по
ФГОС СОО) учреждения.
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным
планом в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час
в неделю (всего -34 часа).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из
различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для
решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
•
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
•
способность применять извлеченную из текста информацию для решения
разного рода проблем;
•
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
•
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках
личностно важной ситуации;
•
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
•
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в
контексте национальной и глобальной ситуации;
3

•
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания;
•
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы
и предлагать пути решения. Личностные результаты:
•
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
•
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей;
•
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина
страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный
подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку
эффективности внеурочной деятельности лицея.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех
формах:
оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
индивидуальная оценка результатов
внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в
рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме
творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе
участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ,
представления «Портфолио».
Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс
Название раздела

Содержание

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
9 часов

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства.
Бизнесинкубатор.
Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес
подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.

4

Форма
организации
Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
читательской
грамотности»
8 часов

Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник
информации. Сопоставление содержания текстов
официально – делового стиля. Деловые ситуации в
текстах. Применение информации из текста в
измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным
текстом: формы, анкеты, договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
математической
грамотности»
10 часов

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем. Применение формул в
повседневной жизни. Формулировка ситуации на
языке математики. Применение математических
понятий, фактов. Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
естественнонаучно
й грамотности»
7 часов

Применение
естественнонаучных
знаний
для
объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных моделей и
представлений. Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или
технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

11 класс
Название раздела

Содержание

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
9 часов

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
деньги.

Модуль «Основы
читательской
грамотности»
8 часов

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации в
текстах. Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации. Типы текстов:
текст-аргументация
(комментарий,
научное
обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
5

Форма
организации
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
на
платформе
РЭШ. Видеолекции, мастерклассы,
семинары,
викторины
Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
на
платформе
РЭШ.

Модуль «Основы
математической
грамотности»
10 часов

Модуль «Основы
естественнонаучно
й грамотности»
7 часов

смешанным текстом. Составные тексты.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. Вычисление величины,
применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
проценты,
пропорция,
движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц. Графы и их применение в решении
задач.
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение
и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной.
Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Царства живой природы.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
на
платформе
РЭШ.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
на
платформе
РЭШ.

Тематическое планирование
10 класс
№
п/п

Название темы

Кол-во
Часов

Теор

1

Практ

Модуль «Основы финансовой грамотности» 9часов
1.
2.

Потребление или инвестиции?
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал?

1
1

3.
4.
5.
6.
7.

Модель трех капиталов.
Риски предпринимательства.
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
Государство и малый бизнес.
Бизнес
подростков
и
Молодые предприниматели.

1
1
1
1
1

8.
9.

Кредит и депозит.
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
ними.

идеи.

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

Модуль «Основы читательской грамотности» 8 часов
10

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.

1

11
12

Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1
1

1
1

13

Применение информации из текста в измененной
ситуации.

1

1

6

14

Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).

1

15
16

Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.

1
1

1
1

17

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.

1

1

1

Модуль «Основы математической грамотности» 10 часов
1819

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.

2021
2223
2425
2627

Применение формул в повседневной жизни.

1

1

2

1

1

Формулировка ситуации на языке математики.

2

1

1

Применение математических понятий, фактов.

2

1

1

Интерпретация, использование
математических результатов.

2

1

1

и

оценивание

2

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 7 часов
2829

Применение естественнонаучных
объяснения различных явлений.

знаний

для

2

1

1

3031

Распознавание,
использование
и
создание
объяснительных моделей и представлений.

2

1

1

3233
34

Научное
обоснование прогнозов
о
протекании процесса или явления.
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.

2

1

1

1

1

Всего

34

17

17

Кол- во
Часов

Теорет
.

Практич

11 класс
№
п/п

Название темы

Модуль «Основы финансовой грамотности» 9 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Личные деньги.
Мир профессий и для чего нужно учиться?
7

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

10

Модуль «Основы читательской грамотности» 8 часов
Формирование читательских умений с опорой на
1
текст и внетекстовые знания.

1

Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного
стиля.
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.

1
1
1

1

14

Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).

1

1

15
16

Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.

1
1

17

Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
Модуль «Основы математической грамотности» 10 часов
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
2
температура, расстояние.

11
12
13

18

1
1

1
1
1
1

19-20

Вычисление величины, применение пропорций
прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.

2

1

1

21-22

Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа

2

1

1

23-24

Инварианты: задачи на
четность
(чередование, разбиение на пары).

2

1

1

25-26
27

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.

2
1
1
7 часов
1
1
1
1
1
1

1
1

Плавление
и
отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.

1

1

1

1

Царства живой природы.

1

1

28
29
30
31

32
33
34

1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Печатные пособия для учителя:
Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская
грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

политика конфиденциальности

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».