1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................................................................... 3
Содержание обучения.............................................................................................................................................. 6
Планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР на уровне
основного общего образования ............................................................................................................................ 10
Тематическое планирование ................................................................................................................................. 13
2
Федеральная рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно- нравственной культуры
народов России» (предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России»)
(далее соответственно – программа по ОДНКНР, ОДНКНР) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР, тематическое
планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом
федеральной рабочей программы воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно- научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой
России.
Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации,
соответствия
требованиям возрастной педагогикии психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современного общества его духовно- нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство с
едиными
для
всех
законами,
общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность культурологического, а
не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5–6 классов, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в
воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих
черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры
(единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
3
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития Российской Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования
гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности
в истории и культуре, осознание важности социальноговзаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной
культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального
общегообразования;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской Федерации,
их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию
патриотизма,
уважения
к
истории,
языку,
культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций,способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений
4
в истории и культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в
социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе, использовании
и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).
5
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности
и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом – Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народовмира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей.
Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в
его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всехнародов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и
его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной
культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак.Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к
социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья?
Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция
ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных
обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого).
Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность – общество – культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом
и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
6
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и
новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности,
как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человекаи его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая
Родина – часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между
людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность.
Скульптура:
от
религиозных
сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники
разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,
морали и нравственности. Национальная литература.Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная
карта.Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.
6 КЛАСС
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
7
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как
один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам
народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические
периоды. Многообразие культурных укладов как результатисторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность
труда.
Разделение
труда.
Обслуживающий и производящий труд.
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности
общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования
для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные
религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с
точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах.
Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств.
Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как
ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека
в традиционных религиях. Современное обществои религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему
нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство.
Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
8
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно- нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно- нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие
страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельностиучёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия – наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшиекачества человека.
Тема 31. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ОДНКНР НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного курса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программыпо ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебнойи воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают:
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностномусамоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционныхрелигий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности;
2) гражданского воспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм
морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
3) ценности познавательной деятельности:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностейк духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
4) духовно-нравственного воспитания:
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
10
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного
отношения к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с
педагогом
и
сверстниками, к
участию
в
построениииндивидуальной
образовательной
траектории, овладение
навыками
работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом
назначения информации и её аудитории.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии)и проводить выводы (логические универсальные учебные действия);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаково- символические/моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных
технологий
(информационнокоммуникационная компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
(целеполагание);
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль
и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
11
(оценка);
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательнаярефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области, предпосылки научного типа
мышления, виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№п/п
Наименование
Количествочасов
разделов и тем учебного
предмета
Основные виды деятельностиобучающихся
Программное содержание
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
1.1
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной
культуры народовРоссии»?
1
1.2
Наш дом – Россия
1
1.3
Язык и история
1
Формирование и закрепление гражданского
единства. Родинаи Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели.
Традиционная семья. Всеобщий характер морали
и нравственности.Русский язык и единое
культурноепространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной культуре
народов России
Россия – многонациональная страна.
Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба
народов
Что такое язык? Как в языке народаотражается
его история? Язык как инструмент культуры.
Важность
коммуникации между людьми.
Языки народов мира, их взаимосвязь
Формировать представление
об особенностях курса ««Основы духовнонравственной культурынародов России».
Слушать и понимать объяснения учителя по теме
урока.
Вести самостоятельную работус учебником
Слушать и понимать объяснения учителя по теме
урока.
Формировать представление о необходимости и
важностимежнационального
и межрелигиозного сотрудничества,
взаимодействия.
Выполнять задания на понимание
и разграничение понятий по курсу
Формировать представления о языке как носителе
духовно-нравственныхсмыслов культуры.
Понимать особенности
коммуникативной роли языка. Слушать и
анализировать выступления одноклассников,
отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким источникам
13
1.4
Русский язык – язык
общения и язык
возможностей
1
Русский язык – основа российской культуры. Как
складывался русскийязык: вклад народов России
в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык
межнационального общения.
Важность общего языка для всехнародов России.
Возможности,
которые даёт русский язык
Формировать представление о русском языке как
языке межнационального общения. Слушать
объяснения учителя,стараясь выделить главное.
Объяснять наблюдаемые в практикеизучения
языка явления
1.5
Истоки роднойкультуры
1
Что такое культура. Культура и природа. Роль
культуры в жизни общества. Многообразие
культури его причины. Единство
культурного пространства России
Формировать представление о том, что такое
культура, об общих чертахв культуре разных
народов.
Слушать и понимать объясненияучителя по теме
урока.
Выполнять задания на понимание
и разграничение понятий по теме
1.6
Материальная
культура
1
Материальная культура: архитектура,
одежда, пища, транспорт, техника.
Формировать представление
о традиционных укладах жизни
1.7
Духовная культура
1
Связь между материальной
разных народов.
культурой и духовно-нравственнымиценностями Слушать и анализировать выступления
общества
одноклассников. Работать с учебником,
анализировать
проблемные ситуации
Духовно-нравственная культура. Искусство,
Формировать представление о духовной культуре
наука, духовность Мораль, нравственность,
разныхнародов.
ценности.Художественное осмысление мира.
Понимать взаимосвязь междупроявлениями
Символ и знак. Духовная культура как
материальной и духовной культуры.
реализация ценностей
Выполнять задания на пониманиеи разграничение
понятий по теме.
Учиться работать с текстом
и зрительным рядом учебника
14
1.8
Культура и религия
1
Религия и культура. Что такое религия, её роль вФормировать представление
жизни общества
о понятии «религия», понимать
и человека. Государствообразующие религиии уметь объяснять, в чём заключаетсясвязь
России. Единство ценностейв религиях России
культуры и религии.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярнойлитературой по
теме
1.9
Культура и образование
1
Зачем нужно учиться? Культура какспособ
получения нужных знаний.
Образование как ключ
к социализации и духовно- нравственному
развитию человека
1.10
Многообразие культур
России(практическое
занятие)
Итого по тематическому
блоку
Понимать смысл понятия
«образование», уметь объяснятьважность и
необходимость образования для общества.
Слушать объяснения учителя,
отбирать и сравнивать учебные
материалы по теме
10 Единство культур народов России.Что значит
Отбирать материал по несколькимисточникам,
быть культурным человеком? Знание о культуре готовить доклады, работать с научно-популярной
народов России
литературой.
Слушать выступления
одноклассников
10
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1
Семья – хранительдуховных
ценностей
1 Семья – базовый элемент общества.
Семейные ценности, традиции
и культура. Помощь сиротам как духовнонравственный долг человека
Понимать, что такое семья, формировать
представлениео взаимосвязях между типом
культуры и особенностями
семейного уклада у разных народов.Понимать
значение термина
«поколение».
Слушать объяснения учителя, решатьпроблемные
задачи
15
2.2
Родина начинаетсяс семьи
2.3
Традиции семейного
воспитанияв России
1
Семейные традиции народов России.
Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как трансляцияценностей
2.4
Образ семьи
в культуре народовРоссии
1
Произведения устного поэтическоготворчества
(сказки, поговорки
и другие) о семье и семейных
обязанностях. Семья в литературеи
произведениях разных видов искусства
2.5
Труд в историисемьи
1
Социальные роли в истории семьи.Роль
домашнего труда.
Роль нравственных нормв благополучии семьи
2.6
Семья
в современном мире
(практическое занятие)
1
Рассказ о своей семье
(с использованием фотографий, книг,писем и
другого). Семейное древо.
Семейные традиции
Итого по тематическому
блоку
1 История семьи как часть истории народа,
государства, человечества.Как связаны Родина и
семья?
Что такое Родина и Отечество?
Понимать и объяснять, как и почему история
каждой семьи тесно связана с историей страны,
народа.
Слушать объяснения учителя, разграничивать
понятия по теме,систематизировать учебный
материал
Понимать и объяснять, что такоетрадиция, уметь
рассказывать
о традициях своей семьи, семейныхтрадициях
своего народа и других народов России.
Уметь объяснять и разграничиватьосновные
понятия по теме.
Просматривать и анализироватьучебные фильмы,
работать
с раздаточным материалом
Знать основные фольклорныесюжеты о семье,
семейных ценностях.
Знать и понимать морально- нравственное
значение семьи. Работать с научно-популярной
литературой, просматривать
и анализировать учебные фильмы,
систематизировать учебныйматериал
Понимать, что такое «семейный труд», сознавать
и характеризоватьважного общего семейного
труда для укрепления целостности семьи.Слушать
объяснения учителя, самостоятельно работать
с учебником
Понимать, почему важно изучатьи хранить
историю своей семьи, передавать её следующим
поколениям.
Готовить доклад, сообщение; создавать семейное
древо; отбирать и сравнивать материал из
нескольких
источников
6
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
16
3.1
Личность
культура
– общество
3.2
Духовный мирчеловека
–
1
Что делает человека человеком? Почему человек
не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовнонравственныхценностей
Знать, что такое гуманизм, понимать,что делает
человека человеком
и какие проявления людей можноназвать
гуманными.
Работать с научно-популярной литературой,
уметь разграничивать понятия, осваивать
смысловое чтение
(решать текстовые задачи)
1
Человек – творец культуры. Культуракак
духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество:
что это такое? Границытворчества. Традиции и
новации
в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда
Понимать и объяснять значение слова «человек»
в контексте духовно- нравственной культуры.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, уметь
понимать и разграничивать основныепонятия по
теме
как творческой деятельности, как
реализации
3.3
Личность и духовнонравственныеценности
Итого по тематическому
блоку
1
Мораль и нравственность в жизни человека.
Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким
Понимать и объяснять, что такое мораль и
нравственность, любовьк близким.
Показывать на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь,сострадание,
милосердие, любовь, дружба и др.
Разграничивать и определять основные понятия,
решать текстовые
задачи, работать с учебником
3
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
17
4.1
Историческая
память как духовнонравственная ценность
1
Что такое история и почему она важна? История
семьи – часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений
4.2
Литература какязык
культуры
1
Литература как художественное осмысление
действительности. От сказки к роману. Зачем
нужнылитературные произведения?
Внутренний мир человека и егодуховность
4.3
Взаимовлияниекультур
1
Взаимодействие культур.
Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями.
Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовнонравственных ценностей
4.4
Духовно- нравственные
ценности российского
народа
1
Жизнь, достоинство, права и свободычеловека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за егосудьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая памятьи преемственность
поколений,
единство народов России
Объяснять смысл термина «история»,понимать
важность изучения истории.
Понимать и объяснять, что такое историческая
память, как историякаждой семьи связана с
историей страны.
Работать с учебником, выделять и определять
основные понятия, слушать
и анализировать выступления
одноклассников
Понимать особенности литературы,её отличия от
других видов
художественного творчества.
Объяснять средства выражения духовного мира
человека, его моралии нравственности в
произведениях литературы.
Слушать объяснения учителя,работать с
художественной литературой, изучать
и анализировать источники
Иметь представление о значении терминов
«взаимодействие культур»,
«культурный обмен».
Понимать и объяснять важность сохранения
культурного наследия. Слушать объяснения
учителя, понимать и разграничивать понятия,
отбирать и сравнивать материал
по нескольким источникам
Уметь объяснять значение основныхпонятий,
отражающих духовно- нравственные ценности.
Осознавать их и защищать
в качестве базовых общегражданскихценностей
российского общества.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником (смысловоечтение)
18
4.5
Регионы России:культурное
многообразие
1
4.6
Праздники
в культуре народовРоссии
1
4.7
Памятники архитектуры
в культуре народовРоссии
1
4.8
Музыкальная
культура народовРоссии
1
Исторические и социальные причиныкультурного Понимать принципы федеративногоустройства
разнообразия. Каждый регион уникален. Малая России, объяснять
Родина – часть общего Отечества
понятие «полиэтничность». Понимать ценность
многообразиякультурных укладов народов
России. Уметь рассказывать о
культурном своеобразии своей малойродины.
Слушать и анализировать выступления
одноклассников,
работать с источниками
Что такое праздник? Почему праздники важны. Понимать и объяснять, что такое
Праздничныетрадиции в России. Народные
«народный праздник».
праздники как память культуры,как воплощение Уметь рассказывать о праздничныхтрадициях
духовно- нравственных идеалов
разных народов и своей семьи.
Понимать и объяснять нравственныйсмысл
народного праздника.
Работать с учебником, просматривать и
анализировать
учебные фильмы
Памятники как часть культуры: исторические,
Устанавливать связь между историейпамятника и
художественные, архитектурные. Культура как историей края.
память.Музеи. Храмы. Дворцы.
Характеризовать памятники историии культуры.
Исторические здания как свидетелиистории.
Понимать нравственный и научныйсмысл
Архитектура и духовно- нравственные ценности краеведческой работы.
народов России
Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярнойлитературой, просматривать
и анализировать учебные фильмы
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как Понимать особенности музыки каквида
форма выражения эмоциональных связей между искусства.
людьми. Народные инструменты. История народа Знать и называть основные темы музыкального
в егомузыке и инструментах
творчества народовРоссии, понимать, как история
народа отражается в его музыке. Слушать
объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать
и анализировать учебные фильмы
19
4.9
Изобразительное искусство
народовРоссии
1
Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному искусству.Храмовые
росписи и фольклорные орнаменты. Живопись,
графика.
Выдающиеся художники разных
народов России
Понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как вида
художественного творчества.
Понимать и обосновывать важностьискусства как
формы трансляции
культурных ценностей.
Знать и называть основные темы
искусства народов России.
Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярнойлитературой, просматривать
и анализировать учебные фильмы
Пословицы и поговорки. Эпос
Понимать, что такое национальнаялитература.
и сказка. Фольклор как отражениеистории народа Объяснять и показывать
и его ценностей, морали и нравственности.
на примерах, как произведения фольклора
Национальная литература. Богатствокультуры
отражают историю народа, его духовнонарода в его литературе
нравственныеценности.
Отбирать и сравнивать материал из нескольких
источников, решатьтекстовые задачи, слушать
и анализировать выступления
одноклассников
4.10
Фольклор
и литература народов
России
1
4.11
Бытовые традициинародов
России: пища, одежда, дом
(практическое занятие)
1
Рассказ о бытовых традициях своейсемьи, народа, Отбирать и сравнивать учебный материал по
региона. Доклад
нескольким источникам,решать текстовые задачи,
с использованием разнообразногозрительного
слушать
ряда и других источников
и анализировать выступления одноклассников,
работать с научнопопулярной литературой
4.12
Культурная картаРоссии
(практическое
занятие)
1
География культур России. Россиякак культурная Отбирать и сравнивать несколькоисточников,
карта. Описание регионов в соответствии с их
решать текстовые задачи, слушать и
особенностями
анализировать
выступления одноклассников,
20
работать с научно-популярной
литературой
4.13
Единство страны –залог
будущего России
1 Россия – единая страна. Русский мир.
Общая история, сходство
культурных традиций, единые духовнонравственные ценностинародов России
Итого по тематическому
блоку
13
Обобщение и повторение
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Понимать и объяснять значение общих элементов
и черт в культуреразных народов России
для обоснования её культурного,экономического
единства.
Слушать объяснения учителя,систематизировать
учебный
материал
34
21
6 КЛАСС
№п/п
Наименование
Количествочасов
разделов и тем учебного
предмета
Основные виды деятельностиобучающихся
Программное содержание
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1.1
Мир культуры: его
структура
1
1.2
Культура России:
многообразие регионов
1
1.3
История быта какистория
культуры
1
Культура как форма социального
взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры
и социальной структурой общества.Расстояние и
образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как один из
источников формированиясоциального облика
общества
Территория России. Народы,живущие в ней.
Проблемы
культурного взаимодействия
в обществе с многообразием культур.Сохранение
и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем
культурам народов России
Понимать специфику социальныхявлений, их
отличия от мира природы.
Уметь объяснять взаимосвязь материальной
культуры с духовно-нравственным состоянием
общества.
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником, анализироватьпроблемные
ситуации
Понимать и объяснять важность сохранения
исторической памятиразных народов, культурных
традиций разных регионов России.
Характеризовать духовную культуру народов
России как общее достояниенашей Родины.
Работать с картой регионов,
разграничивать понятия по теме, слушать
объяснения учителя
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная Понимать и объяснять взаимосвязь
деятельность народовРоссии в разные
хозяйственной деятельности, быта людей с
исторические периоды. Многообразие
историей народа, климатом,географическими
культурных укладов как результат исторического условиями его
развития народов России
жизни.
Работать с учебником, а также научнопопулярной литературой;просматривать и
анализировать
учебные фильмы
22
1.4
Прогресс: технический и
социальный
1
Производительность труда. Разделение труда.
Обслуживающий ипроизводящий труд.
Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют
на культуру и ценности общества?
Понимать и объяснять, что такое труд, разделение
труда, какова рольтруда в истории и современном
обществе.
Работать с учебником, научно- популярной
литературой; решать проблемные задачи,
анализировать
и разграничивать понятий
1.5
Образование
в культуре народовРоссии
1
1.6
Права
и обязанностичеловека
1
1.7
Общество
и религия: духовнонравственное
взаимодействие
1
1.8
Современный мир:самое
важное (практическое
занятие)
1
Представление об основных этапахв истории
Понимать и объяснять важность образования в
образования.
современном миреи ценность знаний.
Ценность знания. Социальная обусловленность Понимать, что образование – важнаячасть
различных видов образования. Важность
процесса формирования духовно-нравственных
образования для современного мира. Образование ориентиров человека.
как трансляция культурных смыслов,как способ Слушать объяснения учителя, рефлексировать
передачи ценностей
собственный опыт,
разграничивать понятия
Права и обязанности человека в культурной
Понимать и объяснять, в чём
традиции народов
заключается смысл понятий «права человека»,
России. Права и свободы человекаи гражданина, правовая культура» и др.Понимать
обозначенные
необходимость соблюдения прав и обязанностей
в Конституции РоссийскойФедерации
человека.
Слушать и анализировать выступления
одноклассников,работать с текстом учебника
и с источниками
Мир религий в истории. Религиинародов России Понимать и объяснять смысл понятий «религия»,
сегодня.
«атеизм» и др.
Государствообразующие и традиционные
Знать названия традиционных религий России,
религии как источникдуховно-нравственных
уметь объяснять ихроль в истории и на
ценностей
современном этапе развития общества .
Слушать объяснения учителя, решать
текстовые задачи
Современное общество: его портрет.Проект:
Понимать, в чём заключаются основные духовноописание самых важных черт современного
нравственные ориентиры современного общества.
общества с точкизрения материальной и духовной Подготовить проект (или доклад, сообщение);
культуры народов России
работать с научно- популярной литературой,
разграничивать и систематизировать
понятия
23
Итого по тематическому
блоку
8
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
2.1
Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облики идеал
человека
1
2.2
Взросление
человека в культуренародов
России
1
2.3
Религия как источник
нравственности
1
2.4
Наука как источникзнания о
человеке
и человеческом
1
2.5
Этика
и нравственностькак
категории
духовной культуры
1
Мораль, нравственность, этика, этикет в
Понимать и объяснять взаимосвязьтаких понятий,
культурах народов России.Право и равенство в
как «свобода», ответственность, право и долг.
правах.
Слушать объяснения учителя, работать с
Свобода как ценность. Долг как её ограничение. учебником, анализироватьпроблемные ситуации
Общество как регулятор свободы. Свойства и
качества человека, его образ в культуре народов
России,единство человеческих качеств.
Единство духовной жизни
Социальное измерение человека.Детство,
Объяснять важность взаимодействиячеловека и
взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема общества, негативные эффекты социальной
одиночества. Необходимость развития во
изоляции.
взаимодействии
Слушать объяснения учителя, решатьпроблемные
с другими людьми.
задачи, анализировать информацию из
Самостоятельность как ценность
нескольких источников, анализировать
собственный опыт
Религия как источник нравственности и
Понимать, какой нравственный потенциал несут
гуманистическогомышления. Нравственный
традиционныерелигии России.
идеал человека в традиционных религиях.
Слушать объяснения учителя, работать с
Современное общество
учебником, просматривать учебные фильмы
и религиозный идеал человека
по теме
Гуманитарное знание и его особенности.
Понимать и объяснять смысл понятия
Культура как самопознание. Этика. Эстетика.
«гуманитарное знание»; осознавать, что культура
Право в контексте духовно- нравственных
помогаетчеловеку понимать самого себя.
ценностей
Слушать объяснения учителя,работать с
учебником,
с дополнительной научнопопулярной литературой
Что такое этика. Добро и его проявления в
Объяснять понятия «добро» и «зло»с помощью
реальной жизни. Что значит быть нравственным. примеров из истории
Почему нравственность важна?
и культуры народов России, соотносить эти
понятия с личнымопытом.
Решать проблемные задачи, работатьс учебником,
рефлексировать
собственный опыт
24
2.6
Самопознание
(практическоезанятие)
Итого по тематическому
блоку
1
Автобиография и автопортрет: кто яи что я
люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта
Уметь соотносить понятия «мораль»,
«нравственность» с самопознаниемна доступном
для возраста детей уровне.
Формировать представления
о самом себе; воспитывать навыки
самопрезентации, рефлексии; слушать и
анализировать доклады
одноклассников
6
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
3.1
Труд делает человека
человеком
1
3.2
Подвиг: как узнатьгероя?
1
3.3
Люди в обществе:духовнонравственное
взаимовлияние
1
3.4
Проблемы современного
общества как отражение его
1
Что такое труд. Важность труда и его
экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг,
ответственность.
Общественная оценка труда
Осознавать важность труда
объяснять его роль в современномобществе.
Понимать и осознавать трудолюбиекак
ответственность перед людьми и самим собой.
Слушать объяснения учителя, решатьпроблемные
задачи, анализировать
тексты учебника
Что такое подвиг. Героизм как
Понимать и объяснять отличие подвига на войне
самопожертвование. Героизм
и в мирное время.Знать и называть имена героев.
на войне. Подвиг в мирное время.Милосердие,
Слушать объяснения учителя, решатьпроблемные
взаимопомощь
задачи, анализировать
тексты учебника
Человек в социальном измерении. Дружба, Понимать и объяснять понятия
предательство.
«дружба», «предательство»,
Коллектив.
Личные
границы.
Этика «честь», «коллективизм»,
предпринимательства.Социальная помощь
«благотворительность».
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализироватьтексты
учебника
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья.
Понимать и объяснять понятия
Сиротство. Отражение этих явлений в культуре «бедность», «инвалидность»,
общества
«сиротство».
Предлагать пути преодоления
25
духовно- нравственного
самосознания
3.5
Духовно- нравственные
ориентиры социальных
отношений
1
3.6
Гуманизм как сущностная
характеристикадуховнонравственной
культуры народовРоссии
1
3.7
Социальныепрофессии; их
важность
для сохранения духовнонравственного облика
общества
1
3.8
Выдающиеся
благотворителив истории.
Благотворительностькак
нравственный долг
1
проблем современного общества на доступном
для понимания детейуровне.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализироватьтексты
учебника
Милосердие. Взаимопомощь.Социальное
Понимать и объяснять понятия
служение.
«милосердие», «взаимопомощь»,
Благотворительность. Волонтёрство.
«благотворительность»,
Общественные блага
«волонтёрство».
Выявлять общие черты традициймилосердия,
взаимной помощи, благотворительности
у представителей разных народов.
Слушать объяснения учителя, решатьпроблемные
задачи, анализировать
тексты учебника
Гуманизм. Истоки гуманистическогомышления. Понимать и характеризовать понятие
Философия гуманизма.
«гуманизм» как источник духовно-нравственных
Проявления гуманизма в историко-культурном ценностей народов России.
наследии народов России
Осознавать важность гуманизма для
формирования личности, построения
взаимоотношений в обществе.
Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной
литературой
Социальные профессии: врач, учитель,
Понимать и объяснять, что такоесоциальные
пожарный, полицейский, социальный работник. профессии и почемувыбирать их нужно особенно
Духовно- нравственные качества, необходимые ответственно.
представителям этих профессий
Работать с научно-популярной литературой,
готовить рефераты, слушать и анализировать
доклады
одноклассников
Меценаты, философы, религиозныелидеры, врачи, Приводить примеры выдающихся
учёные, педагоги.
благотворителей в истории и в современной
Важность меценатства для духовноРоссии.
нравственного развития личности самого
Работать с научно-популярнойлитературой,
мецената и общества в целом
анализировать несколько источников,
разграничивать понятия
26
3.9
3.10
Выдающиеся учёные
России. Наука как источник
социального
и духовного прогресса
общества
Моя
профессия
(практическое занятие)
Учёные России. Почему важно помнить историю
науки. Вклад наукив благополучие страны.
Важность морали и нравственности в науке,
в деятельности учёных
Понимать и объяснять, что такое наука;
приводить имена выдающихсяучёных России.
Работать с научно-популярнойлитературой,
анализировать несколько источников,
разграничивать понятия
Труд как самореализация, как вклад в общество. Обосновывать, какие духовно- нравственные
Рассказ о своей будущейпрофессии
качества нужныдля выбранной профессии.
Работать с научно-популярной
литературой, анализировать
1
1
несколько источников,
разграничивать понятия
Итого по тематическому
блоку
10
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
4.1
Гражданин
4.2
Патриотизм
4.3
Защита Родины: подвиг или
долг?
4.4
Государство.
Россия – нашаРодина
1 Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает Характеризовать понятия «Родина»,
человекагражданином. Нравственные
«гражданство»; понимать духовно- нравственный
качества гражданина
смысл
патриотизма. Слушать объяснения
учителя,
работать с текстом учебника
1 Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим Приводить примеры патриотизма
народам и ихистории. жность патриотизма
в истории и в современном обществе.Слушать
объяснения учителя, работать с учебником,
рефлексировать собственный опыт
1 Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг Характеризовать важность сохранения мира и
гражданина перед обществом. Военные подвиги. согласия. Приводить примеры военных подвигов;
Честь.Доблесть
понимать особенностизащиты чести Родины в
спорте, науке, культуре.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, смотреть
и анализировать учебные фильмы
1 Государство как объединяющее
Объяснять понятие «государство».
начало. Социальная сторона права игосударства. Уметь выделять и характеризовать основные
Что такое закон.
особенности Российского
27
Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость бытьгражданином. Российская
гражданская идентичность
государства с опорой на духовно-нравственные
ценности.
Слушать объяснения учителя,работать с текстом
учебника, с дополнительной научно- популярной
литературой
Какими качествами должен обладатьчеловек как Обосновать важность духовно- нравственных
гражданин
качеств гражданина. Работать с источниками,
определятьпонятия, подготовить практическую
работу
Портрет школы или класса черездобрые дела
Характеризовать понятие «доброедело» в
контексте оценки собственных действий, их
нравственного начала.
Работать с источниками, определять
понятия, подготовить практическуюработу
4.5
Гражданская идентичность
(практическоезанятие)
1
4.6
Моя школа и мойкласс
(практическое занятие)
1
4.7
Человек: какой он?
(практическое занятие)
1
Человек. Его образы в культуре. Духовность и
Сформулировать свой идеал человека, назвать
нравственность какважнейшие качества человека качества, емуприсущие.
Работать с источниками, определять
понятия, подготовить практическуюработу
4.8
Человек и культура
(проект)
1
Итоговый проект: «Что значит бытьчеловеком?» Показать взаимосвязь человека
и культуры через их взаимноевлияние.
Характеризовать образ человекавысокой
духовной культуры, создаваемый в
произведениях искусства.
Работать с источниками, систематизировать
понятия,
подготовить проект
Итого по тематическому
блоку
8
Обобщение и повторение
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
28
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»?
1
0
0
01.09.2023 Устный
опрос;
2.
Наш дом — Россия
1
0
0
08.09.2023 Устный
опрос;
3.
Язык и история
1
0
0
15.09.2023 Устный
опрос;
4.
Русский язык — язык
общения и язык
возможностей
1
0
0
22.09.2023 Устный
опрос;
5.
Истоки родной культуры
1
0
0
29.09.2023 Устный
опрос;
6.
Материальная культура
1
0
0
06.10.2023 Устный
опрос;
7.
Духовная культура
1
0
0
13.10.2023 Устный
опрос;
8.
Культура и религия
1
0
0
20.10.2023 Устный
опрос;
9.
Культура и образование
1
0
0
27.10.2023 Устный
опрос;
10. Многообразие культур
России
1
0
1
10.11.2023 Практическая
работа;
11. Семья — хранитель
духовных ценностей
1
0
0
17.11.2023 Устный
опрос;
12. Родина начинается с семьи
1
0
0
24.11.2023 Устный
опрос;
13. Традиции семейного
воспитания в России
1
0
0
01.12.2023 Устный
опрос;
14. Образ семьи в культуре
народов России
1
0
0
08.12.2023 Устный
опрос;
15. Труд в истории семьи
1
0
0
15.12.2023 Устный
опрос;
16. Семья в современном мире
1
0
1
22.12.2023 Практическая
работа;
17. Личность — общество —
культура
1
0
0
29.12.2023 Устный
опрос;
18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры
1
0
0
12.01.2024 Устный
опрос;
19. Личность и духовнонравственные ценности
1
0
0
19.01.2024 Устный
опрос;
20. Историческая память как
духовно-нравственная
ценность
1
0
0
26.01.2024 Устный
опрос;
21. Литература как язык
культуры
1
0
0
02.02.2024 Устный
опрос;
22. Взаимовлияние культур
1
0
0
09.02.2024 Устный
опрос;
23. Духовно-нравственные
1
ценности российского народа
0
0
16.02.2024 Устный
опрос;
24. Регионы России: культурное
многообразие
1
0
0
01.03.2024 Устный
опрос;
25. Праздники в культуре
народов России
1
0
0
15.03.2024 Устный
опрос;
26. Памятники в культуре
народов России
1
0
0
22.03.2024 Устный
опрос;
27. Музыкальная культура
народов России
1
0
0
05.04.2024 Устный
опрос;
28. Изобразительное искусство
народов России
1
0
0
12.04.2024 Устный
опрос;
29. Фольклор и литература
народов России
1
0
0
19.04.2024 Устный
опрос;
30. Бытовые традиции народов
России
1
0
0
26.04.2024 Устный
опрос;
31. Традиции народов : пища,
одежда, дом
1
0
1
03.05.2024 Практическая
работа;
32. Культурная карта России
(практическое занятие)
1
0
0
10.05.2024 Устный
опрос;
33. Проект "Культурная карта
России"
1
0
1
17.05.2024 Практическая
работа;
34. Единство страны — залог
будущего России
1
0
0
24.05.2024 Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
0
4
6 класс
№ Тема урока
п/п
1.
Мир культуры: егоструктура
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1
0
0
Устный
07.09.2023 опрос;
2.
Культура России:многообразие
регионов
1
0
0
Устный
14.09.2023 опрос;
3.
История быта какистория
культуры
1
0
0
Устный
21.09.2023 опрос;
4.
Прогресс: технический и
социальный
1
0
0
Устный
опрос;
28.09.2023
5.
6.
Образование в культуре народов 1
России
Права и обязанностичеловека
0
0
Устный
05.10.2023 опрос;
1
0
0
Устный
12.10.2023 опрос;
7.
Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие
1
0
0
Устный
19.10.2023 опрос;
8.
Современный мир:самое важное ) 1
0
0
Устный
26.10.2023 опрос;
Каким должен быть человек?
Духовно- нравственный облики
идеал человека
10. Взросление человека в культуре
народов России
1
0
0
Устный
09.11.2023 опрос;
1
0
1
Практическая
16.11.2023 работа;
11. Религия как источник
1
0
0
Устный
23.11.2023 опрос;
12. Наука как источникзнания о
1
0
0
Устный
30.11.2023 опрос;
13. Этика и нравственностькак
1
0
0
Устный
опрос;
9.
нравственности
человеке и человеческом
категории духовной культуры
(практическоезанятие)
14. Самопознание
07.12.2023
1
0
0
Устный
14.12.2023 опрос;
15. Труд делает человека человеком 1
0
0
Устный
21.12.2023 опрос;
16. Подвиг: как узнатьгероя?
1
0
1
Практическая
28.12.2023 работа;
17. Люди в обществе:духовно-
1
0
0
Устный
11.01.2024 опрос;
18. Проблемы современного
1
0
0
Устный
18.01.2024 опрос;
19. Духовно- нравственное
1
0
0
Устный
25.01.2024 опрос;
20. Духовно- нравственные
1
0
0
Устный
опрос;
нравственное взаимовлияние
общества
самосознание
ориентиры социальных
отношений
21. Гуманизм как сущностная
характеристикадуховнонравственной культуры народов
России
22. Социальныепрофессии; их
важность
для сохранения духовнонравственного облика общества
23. Выдающиеся благотворителив
истории. Благотворительностькак
нравственный долг
01.02.2024
1
0
Устный
опрос;
0
08.02.2024
1
0
0
Устный
15.02.2024 опрос;
1
0
0
Устный
22.02.2024 опрос;
24. Выдающиеся учёные России.
1
0
0
Устный
29.02.2024 опрос;
25. Моя профессия
1
0
0
Устный
07.03.2024 опрос;
26. Гражданин
1
0
0
Устный
14.03.2024 опрос;
27. Патриотизм (практическое
1
0
0
Устный
21.03.2024 опрос;
28. Защита Родины: подвиг или долг? 1
0
0
Устный
04.04.2024 опрос;
29. Государство. Россия – наша
1
0
0
Устный
11.04.2024 опрос;
30. Гражданская идентичность
1
0
0
Устный
18.04.2024 опрос;
31. Моя школа и мойкласс
1
0
1
Практическая
25.04.2024 работа;
32. Человек: какой он?
1
0
0
Устный
02.05.2024 опрос;
33. Человек и культура
1
0
1
Практическая
16.05.2024 работа;
34. Заключительный урок
1
0
0
Устный
25.05.2024 опрос;
34
0
4
Наука как источниксоциального
и духовного прогресса общества
занятие)
Родина
(практическоезанятие)
(практическое занятие)
(проект)
(практическое занятие)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов
России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Образовательные сайты
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://odnknr.mpgu.su/ ОДНКНР: научно-методическое сопровождение
Основы духовно-нравственной культуры народов России
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, компьютер, интерактивная
доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ учебник, тетрадь, дополнительные источники