Положение о нормах оценивания по учебным предметам

•

письма Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении
методических рекомендаций»;
• Устава МБОУ СОШ № 9.
1.3. Оценивание учебных достижений обучающихся при применении электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в
соответствии с данным положением.
2. Система оценивания образовательных достижений обучающихся
2.1. Под оценкой образовательных достижений обучающегося понимается определение
и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях учителя
степени соответствия знаний, умений и навыков обучающегося требованиям к уровню
подготовки школьников, установленных ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО.
2.2. Целью оценивания образовательных достижений обучающихся является
определение степени освоения обучающимися ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО и
готовности к продолжению обучения.
2.3. Оценка выражается в форме отметок (баллов) для обучающихся 2–11-х классов.
2.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) образовательной программы сопровождается текущим контролем
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся, результаты
которых фиксируются в журнале учета успеваемости и дневнике.
2.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся является установление соответствия фактически достигнутых
результатов обучающихся, определенных в ООП, разработанной в соответствии с
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
2.6. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации
являются частью внутренней системы оценки качества образования и отражают
динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии
с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования.
2.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:
определения
уровня
достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных образовательной программой;
• своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
• информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о
результатах обучения.
•

2.7.1. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой
процедуру оценки уровня достижения планируемых результатов по теме.
2.7.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного
года осуществляется без балльного оценивания. Результаты и динамика
образовательных достижений каждого обучающегося 1-х классов фиксируются
учителем в листе индивидуальных достижений по учебному предмету.
2.7.3. Текущий контроль успеваемости во 2-м и последующих классах осуществляется
по пятибалльной системе оценивания: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 –
«удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно».
2.7.4. Текущий контроль успеваемости по предметам (учебным курсам) части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, продолжительность
которых составляет менее 36 часов в год, осуществляется без балльного оценивания.
2.7.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному
плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения
образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.7.6. Формами текущего контроля являются:
письменная: письменный ответ учащегося на один или несколько вопросов
(заданий). К письменной проверке относятся: домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы;
• устная: устный ответ на один или несколько вопросов в форме рассказа,
беседы, собеседования, зачета или иной форме;
• комбинированная: предполагает сочетание письменных и устных форм
проверок в различном соотношении.
•

2.7.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
2.7.8. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность)
и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим
работником и обучающимся существующих проблем в обучении.
2.7.9. Рекомендуемая накопляемость отметок текущего оценивания по предметам – не
менее трех текущих отметок за четверть.
2.7.10. Текущий контроль успеваемости по курсу ОРКСЭ (4-й класс) в течение
учебного года осуществляется без балльного оценивания. Объектом оценивания по
данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность
ученика.

2.8. Тематическое оценивание – это комплекс оценочных процедур, проводимых в ходе
текущего контроля успеваемости, с целью определения уровня достижения
планируемых результатов, которые осваиваются в рамках изучения темы учебного
предмета, курса, модуля.
2.8.1. Целью тематического оценивания является:
•
•
•

определение уровня достижения обучающимися результатов по теме;
своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса;
информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о
результатах освоения темы.

2.8.2. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная отметка в
электронном журнале по всем оценочным процедурам, проведенным в рамках
изучения темы.
2.8.3. Средневзвешенная отметка по теме и динамика ее изменений формируются
автоматически, отображаются в электронном журнале учителя и дневнике ребенка.
2.8.4. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные периоды, то
формирование средневзвешенной отметки происходит с учетом всех периодов
изучения темы.
2.8.5. Тематическое оценивание обеспечивает:
– обучающемуся – наличие отметок по каждой теме, понимание динамики учебных
результатов внутри темы и по отношению к другим темам;
– педагогическому работнику:
•
•

отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой темы;
выявление тем, вызывающих учебные затруднения у обучающихся, и
своевременную коррекцию учебного процесса.

2.8.6. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме – не менее одной
за три урока.
2.9.5. Все четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть выставлены не
позднее последнего дня занятий.
2.9.6. Четвертные и полугодовые отметки рассчитываются как среднеарифметическое
значение отметок по учебному предмету за четверть или полугодие соответственно. В
спорных случаях берутся во внимание результаты контрольных работ.
2.9.7. Годовые отметки выставляются путем нахождения среднего арифметического
значения четвертных и полугодовых отметок. В спорных случаях берутся во внимание
результаты контрольных работ.
3. Критерии оценивания

3.1. При пятибалльной системе оценивания на всех уровнях обучения в Школе
применяются следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема
образовательной программы, реализованной за оцениваемый период;
• умения выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные
и внутрипредметные связи;
• отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала,
при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью
дополнительных вопросов педагога;
• соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
•

Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
знания всего изученного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные
и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного
материала;
• соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
•
•

Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,
затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости
незначительной помощи учителя;
• умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
• наличия 1–2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материла;
• незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
•

Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных
требований программы;
• отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы;
• наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала;
• значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
•

3.2. Оценивание по учебным предметам осуществляется учителем с учетом
особенностей, установленным разделом 4 Положения.
4. Особенности оценивания по учебным предметам
4.1. Особенности оценивания по русскому языку
4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся:
4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает
правильные определения языковых понятий;
• обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои
суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
• излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
•

4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но
допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний
учителя;
• допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
•

4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил;
• не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
• излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении изложения.
•
•

4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного
материала;
• допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
•

4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся
4.1.2.1. Оценка диктантов
4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•

выполнил безошибочную работу;

•

допустил одну негрубую
пунктуационную ошибку.

орфографическую

или

одну

негрубую

4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки, или одну
орфографическую и три пунктуационных ошибки, или четыре
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
• допустил три орфографических ошибки, если среди них есть однотипные.
•

4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
допустил четыре орфографических и четыре пунктуационных ошибки, или
три орфографических и пять пунктуационных ошибок, или семь
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических;
• допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных ошибок, если
среди тех и других имеются по три однотипных ошибки;
• в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при пяти
орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
•

4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•

допустил до семи орфографических и семи пунктуационных ошибок или
шести орфографических и восьми пунктуационных ошибок, пяти
орфографических
и
девяти
пунктуационных
ошибок,
восьми
орфографических и шести пунктуационных ошибок.

4.1.2.1.5. При оценке выполнения
руководствоваться следующим:

грамматического

задания

рекомендуется

отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания;
отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее трех
заданий;
• отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее
половины заданий;
• отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более половины
заданий.
•
•

4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений
4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за
его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если:
•
•
•
•

содержание работы полностью соответствует теме;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения материала;

работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления,
разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических
конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и
сведений по стилистике);
• достигнуто стилевое единство.
•

В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.
Грамотность: допускается одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна
грамматическая ошибка.
4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если:
содержание работы соответствует теме;
содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли;
лексический и грамматический строй речи разнообразен;
стиль работы отличается единством и выразительностью;
в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не более 3–4
речевых недочетов;
• допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки, или одна
орфографическая и три пунктуационные ошибки, или четыре
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также
две грамматических ошибки.
•
•
•
•
•
•

4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если:
работа достоверна, но нарушена последовательность изложения;
в работе допущены существенные отклонения от темы;
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление;
• стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
•
•
•

Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационные ошибки, или три
орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок (в 5-м классе – пять орфографических ошибок и
четыре пунктуационные ошибки), а также четыре грамматические ошибки.
4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если:
работа не соответствует теме;
допущено много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
• крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления;
• нарушено стилевое единство текста;
• в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи речевых
недочетов.
•
•
•

Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или шесть
орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять орфографических и девять
пунктуационных ошибок, восемь орфографических и шесть пунктуационных ошибок,
а также семь грамматических ошибок.
4.2. Особенности оценивания по литературе
4.2.1. Оценка устных ответов
4.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
показал прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения;
• умеет объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения;
• умеет пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора
при анализе художественного произведения, привлекать текст для
аргументации своих выводов;
• хорошо владеет литературной речью.
•

4.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста
изучаемого произведения;
• умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль
основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения;
• умеет пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе прочитанных произведений, привлекать текст
произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью;
• по 1–2 из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
•

4.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
понимает изучаемое произведение;
умеет объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки
главных героев;
• при анализе произведения показывает ограниченные навыки разбора и
недостаточно привлекает текст произведений для подтверждения своих
выводов.
•
•

Допускается не более 2–3 ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его
композиции и языке.
4.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•

обнаруживает незнание содержания произведения;
не умеет объяснять поведение, характеры основных героев;
не знает элементарных теоретико-литературных понятий;

•

слабо владеет литературной речью.

4.2.2. Оценка сочинений:
4.2.2.1. Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об
отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых
для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
• стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей;
• написанное
правильным
литературным языком
и
стилистически
соответствующее содержанию;
• допускается 1–2 неточности в содержании.
•

4.2.2.2. Отметка «4» ставится за сочинение:
•
•

•
•
•

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными
отклонениями от нее;
обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования
своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логическое и последовательное в изложении содержания;
написанное
правильным
литературным
языком,
стилистически
соответствующее содержанию;
допускаются 2–3 неточности: в содержании, а также не более 3–4 речевых
недочетов.

4.2.2.3. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
•
•
•
•
•
•

верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении
фактического материала;
обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4–5 речевых недочетов.

4.2.2.4. Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода
и обобщений или из общих положений, не опирающихся на знание текста;
• характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи
между частями;
• отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
•

4.3. Особенности оценивания по математике
4.3.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике

4.3.1.1. Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
•
•

•
•

•

•

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой учебников;
изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя математическую терминологию и
символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графику, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического
задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и
умений;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

4.3.1.2. Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое
содержание ответа;
• допущены 1–2 недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
•

4.3.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал
общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала;
• имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий,
использовании математической терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня
сложности по данной теме;
• при
знании
теоретического
материала
выявлена
недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
•

4.3.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
не раскрыл основного содержания учебного материала;
обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части
учебного материала;
• допустил ошибки в определении понятий, при использовании математической
терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
•
•

4.3.2. Оценка письменных контрольных работ учащихся

4.3.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•

выполнил работу полностью;
не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и обосновании;
не допустил математических ошибок в решении.

4.3.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения недостаточны
(если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом
проверки);
• допустил одну ошибку или 2–3 недочета в выкладках, рисунках, чертежах или
графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом
проверки).
•

4.3.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•

владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
допустил более одной ошибки или более 2–3 недочетов в выкладках, чертежах
или графиках.

4.3.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•

не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
допустил существенные ошибки.

4.4. Особенности оценивания по иностранным языкам
4.4.1. Оценка аудирования
4.4.1.1. Отметка «5» ставится:
•
•

коммуникативная задача решена;
обучающийся
полностью
понял
содержание
иноязычной
соответствующей программным требованиям для каждого класса.

речи,

4.4.1.2. Отметка «4» ставится:
•
•

коммуникативная задача решена;
обучающийся
полностью
понял
содержание
иноязычной
речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса, за
исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание
содержания услышанного в целом.

4.4.1.3. Отметка «3» ставится:
•
•

коммуникативная задача решена;
обучающийся полностью понял только основной смысл иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса.

4.4.1.4. Отметка «2» ставится:

•

обучающийся не понял смысла иноязычной
программным требованиям для каждого класса.

речи,

соответствующей

4.4.2. Оценка говорения
4.4.2.1. Отметка «5» ставится:
общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали
поставленной коммуникативной задаче;
• устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в
пределах программных требований для данного класса.
•

4.4.2.2. Отметка «4» ставится:
общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали
поставленной коммуникативной задаче;
• обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с незначительными
отклонениями от языковых норм;
• устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах
программных требований для данного класса.
•

4.4.2.3. Отметка «3» ставится:
общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали
поставленной коммуникативной задаче;
• обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с отклонениями от
языковых норм.
•

4.4.2.4. Отметка «2» ставится:
общение не осуществилось, высказывания обучающегося не соответствовали
поставленной коммуникативной задаче;
• обучающийся слабо усвоил пройденный материал;
• выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от
языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части
сказанного.
•

4.4.3. Оценка чтения
4.4.3.1. Отметка «5» ставится:
коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил
содержание прочитанного иноязычного текста в полном объеме;
• чтение соответствовало программным требованиям для данного класса.
•

4.4.3.2. Отметка «4» ставится:
•

коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил
содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и
частностей, не влияющих на понимание текста;

•

чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для
данного класса.

4.4.3.3. Отметка «3» ставится:
коммуникативная задача решена, обучающийся понял, осмыслил главную
идею прочитанного иноязычного текста;
• чтение обучающегося соответствует программным требованиям для данного
класса.
•

4.4.3.4. Отметка «2» ставится:
коммуникативная задача не решена, обучающийся не понял прочитанного
иноязычного текста;
• чтение обучающегося не соответствовало программным требованиям для
данного класса.
•

4.5. Особенности оценивания по истории, обществознанию
4.5.1. Отметка «5» ставится:
•
•
•
•

материал усвоен в полном объеме;
изложение логично;
основные умения сформированы и устойчивы;
выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.

4.5.2. Отметка «4» ставится:
•
•
•
•

в усвоении материала незначительные пробелы;
изложение недостаточно систематизированное;
отдельные умения недостаточно устойчивы;
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

4.5.3. Отметка «3» ставится:
•
•
•

в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно;
отдельные умения недостаточно сформированы;
выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

4.5.4. Отметка «2» ставится:
•
•

основное содержание материала не усвоено;
выводов и обобщений нет.

4.6. Особенности оценивания по искусству (ИЗО)
4.6.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•

полностью справляется с поставленной целью урока, правильно излагает
изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, то есть гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения;
• умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
•

4.6.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
• гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
• умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее
характерное.
•

4.6.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•

слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.

4.6.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•

допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.

4.7. Особенности оценивания по музыке
4.7.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•

умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявляет музыкальные способности и стремление их проявить.

4.7.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•

умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявляет музыкальные способности, но не стремится их проявить.

4.7.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•

умеет пользоваться ключевыми или частными знаниями;

•

проявляет музыкальные способности.

или

4.7.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•

не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
не проявляет музыкальных способностей и не стремится их проявить.

4.8. Особенности оценивания по биологии
4.8.1. Оценка устных ответов

4.8.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно дал определения и раскрыл содержание понятий, верно
использовал научные термины;
• для доказательства использовал различные умения, выводы из наблюдений и
опытов;
• дал самостоятельный ответ.
•
•

4.8.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
раскрыл содержание материала, правильно дал определение понятия и
использовал научные термины;
• допустил незначительные нарушения последовательности изложения,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах
и обобщениях из наблюдений и опытов.
•

4.8.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
усвоил основное содержание учебного материала, но изложил его
фрагментарно, не всегда последовательно;
• дал нечеткие определения понятия, не использовал выводы и обобщения из
наблюдений и опытов, допустил ошибки при их изложении;
• допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятий.
•

4.8.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•

не раскрыл основного содержания учебного материала;
не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя;
допустил грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии.

4.8.2. Оценка практических умений обучающихся
4.8.2.1. Оценка умений ставить опыты
4.8.2.1.1. Отметка «5» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и
объектов, а также работа по закладке опыта;
• научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы
из опыта.
•
•

4.8.2.1.2. Отметка «4» ставится, если :
•
•

правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при
закладке опыта допущены 1–2 ошибки;

грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы
из опыта;
• в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
•

4.8.2.1.3. Отметка «3» ставится, если:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также
работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
• допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений,
формировании выводов.
•

4.8.2.1.4. Отметка «2» ставится, если:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное
оборудование;
• допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
•

4.8.3. Оценка умений проводить наблюдения
4.8.3.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
•

правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки;
логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

4.8.3.2. Отметка «4» ставится, если:
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных
признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
• допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.
•

4.8.3.3. Отметка «3» ставится, если:
допущены неточности, 1–2 ошибки в проведении наблюдения по заданию
учителя;
• при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1–2) в оформлении и
наблюдении выводов.
•

4.8.3.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•

допущены ошибки (3–4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса),
допущены ошибки (3–4) в оформлении наблюдений и выводов.

4.9. Особенности оценивания по географии
4.9.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•

дал полный ответ, отражающий основной материал курса;

правильно раскрыл содержание понятий, закономерностей, географических
взаимосвязей и конкретизация их примерами;
• правильно использовал карты и другие источники знаний;
• дал самостоятельный ответ с опорой на ранее приобретенные знания и
дополнительные сведения о важнейших географических событиях
современности.
•

4.9.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•

дал ответ, который удовлетворяет требованиям на отметку «5»;
есть неточности в изложении основного географического материала или
выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

4.9.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•

дал правильный ответ, четко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно
излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

4.9.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
дал неправильный ответ;
не раскрыл основное содержание учебного материала, не дал ответов на
вспомогательные вопросы учителя;
• допустил грубые ошибки в определении понятий;
• не умеет работать с картой.
•
•

4.10. Особенности оценивания по химии
4.10.1. Оценка устного ответа.
4.10.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•

дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
изложил материал в определенной логической последовательности.

4.10.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
•

дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
изложил материал в определенной последовательности;
допустил 2–3 несущественных ошибки, исправленных по требованию учителя
или дал неполный и нечеткий ответ.

4.10.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•

дал полный ответ, но допустил существенную ошибку

•

ответ неполный, построен несвязно.

или

4.10.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•

показал непонимание основного содержания учебного материла;
допустил существенные ошибки, которые не смог исправить при наводящих
вопросах учителя.

4.10.2. Оценка умений решать задачи
4.10.2.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•

в логическом рассуждении и решении нет ошибок;
задача решена рациональным способом.

4.10.2.2. Отметка «4» ставится, если:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом
задача решена, но нерациональным способом;
• допущено не более двух несущественных ошибок.
•

4.10.2.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•

в логическом рассуждении нет существенных ошибок;
допускается существенная ошибка в математических расчетах.

4.10.2.4. Отметка «2» ставится, если:
•

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

4.10.3. Оценка экспериментальных умений
4.10.3.1. Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,
эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил
работы с веществами и приборами;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота
рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).
•

4.10.3.2. Отметка «4» ставится, если:
•

работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент
выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с
веществами и приборами.

4.10.3.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•

ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину;
допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую
обучающийся исправляет по требованию учителя.

4.10.3.4. Отметка «2» ставится, если:
•

допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и
приборами), которые учащийся не может исправить.

4.10.4. Оценка умений решать экспериментальные задачи
4.10.4.1. Отметка «5» ставится, если:
•
•
•

план решения задачи составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.

4.10.4.2. Отметка «4» ставится, если:
•
•
•

план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

4.10.4.3. Отметка «3» ставится, если:
•
•
•

план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

4.10.4.4. Отметка «2» ставится, если:
•

допущены две и более ошибки (в плане решения, в
химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).

подборе

4.11. Особенности оценивания по информатике
4.11.1. Оценка практических работ
4.11.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•
•

выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных
результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.

4.11.1.2. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к отметке «5», но
допущены 2–3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
4.11.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:

выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что
позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
•

4.11.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
выполнил не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать
правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
•

4.11.2. Оценка устных ответов:
4.11.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и
истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает
программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами,
умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из
курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
•

4.11.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
дал ответ по основным требованиям к ответу на отметку «5», но без
использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний
в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно или с помощью учителя.
•

4.11.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные
пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому
алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной
грубой и одной негрубой ошибки, не более 2–3 негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил 4–5 недочетов.
•

4.11.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•

не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями
программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для
отметки «3».

4.12. Особенности оценивания по физике
4.12.1. Нормы отметок за лабораторную работу
4.12.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•

•
•
•

выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все
опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных
результатов и выводов;
соблюдает требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления;
без ошибок проводит анализ погрешностей.

4.12.1.2. Отметка «4» ставится, если:
•

выполнены требования к отметке «5», но обучающийся допустил недочеты
или негрубые ошибки.

4.12.1.3. Отметка «3» ставится, если:
•

результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные
выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

4.12.1.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•

результаты не позволяют получить правильных выводов;
опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.

4.12.2. Нормы отметок за устный ответ
4.12.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых
явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное
определение физических величин, их единиц и способов измерения;
• правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими
примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий;
• может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе
физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
•

4.12.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:

•

дает ответ, который удовлетворяет основным требованиям к ответу на
отметку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои
примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее
изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других
предметов.

4.12.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
дает ответ, большая часть которого удовлетворяет требованиям к ответу на
отметку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач,
требующих преобразование формул.
•

4.12.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•

не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями
программы.

4.12.3. Нормы отметок за умение решать расчетные задачи
4.12.3.1. Отметка «5» ставится, если:
•

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.

4.12.3.2. Отметка «4» ставится, если:
•

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача
решена нерациональным способом или допущено не более двух
несущественных ошибок.

4.12.3.3. Отметка «3» ставится, если:
•

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.

4.12.3.4. Отметка «2» ставится, если:
•

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

4.13. Особенности оценивания по технологии
4.13.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•

полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

4.13.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•

усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

4.13.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•

не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.

4.13.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
•
•
•

не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

4.14. Особенности оценивания по физической культуре
4.14.1. Отметка «5» ставится, если:
упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без
напряжения, уверенно;
• в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться
изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и
коллективных целей в игре.
•

4.14.2. Отметка «4» ставится, если:
упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но
недостаточно уверенно;
• в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно
умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения
результатов в игре.
•

4.14.3. Отметка «3» ставится, если:
упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим
напряжением, допущены незначительные ошибки;
• в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет
пользоваться изученными движениями.
•

4.14.4. Отметка «2» ставится, если:
•
•

упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками;
в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться
изученными упражнениями.

4.14.5. Оценивание обучающихся, освобожденных от уроков физической культуры или
отнесенных к специальной медицинской группе, производится с учетом письма
Минобразования от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации
учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для
занятий физической культурой». В работе с данной категорией обучающихся
соблюдается дифференцированный и индивидуальный подход к организации занятий.


Наверх

политика конфиденциальности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».